Основополагающая пара противоположных категорий в китайской философии, интерпретируемая как неограниченный ряд противоположностей:
тёмное – светлое;
нижнее – верхнее;
женское – мужское;
рождающее – воспитывающее;
чётное – нечётное;
пассивное – активное;
отрицательное – положительное;
холодное – тёплое;
высокое – низкое;
мягкое – твёрдое;
покоящееся – подвижное;
внутреннее – внешнее;
земное - небесное и т.п.
По мнению китаеведов, сам сдвоенный термин происходит от названий теневого (холодного) и солнечного (тёплого) склонов холма или берега реки...
В древнекитайской философии считается, что Инь-Ян – только первая стадия деления некого неопределяемого и первоначального хаоса мироздания, ведущая к многообразию всей «тьмы вещей».
«…каждое из этих противоположных начал содержит в себе потенцию другого. Таким образом, модель Инь-Янь определяет не только развитие, но и устройство всего сущего в мире. Данный принцип полярной дуализации реализуется на всех уровнях существования объектов: и любая сторона Инь, и любая сторона Ян в свою очередь делятся на Инь-Янь и т.д. Эта теория универсального дуализма сформировалась в середине 1-го тысячелетия до н.э. и впервые была систематически изложена в «Чжоу И» .
Китайская философия: энциклопедический словарь / Под ред. М.Л. Титаренко, М., «Мысль», 1994 г., с. 138.
«Ян, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом Инь; Инь, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом Ян». В понимании китайцев, все проявления Дао порождены динамическим чередованием и взаимодействием этих противоположных сил. Это очень древняя идея, и множество поколений размышляли о символизме архетипической пары Инь-Ян, прежде чем она стала основополагающим понятием всей китайской философии. Первоначально слова Инь и Ян имели значения соответственно тенистого и солнечного склонов горы, и в этом уже запечатлена идея относительности двух понятий: «То, что позволяет являться то мраку, то свету, есть Дао».
Фритьоф Капра, Дао физики: общие корни современной физики и восточного мистицизма, М., «София», 2008 г., с. 123.
Инь-Ян отождествлены с элементарными компонентами гексаграмм, соответственно: Инь изображается прерванной, а Янь - целой чертой.
В истории Китая и других стран эти весьма общие категории неоднократно прилагались к конкретным явлениям: лечению болезней, устройству семейных отношений или карьеры и т.п.